Всероссийский фестиваль русской речи "Русское слово"
Фестивль русской речи Русское слово 2010
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?

Ларюшкина Л.Е. «О славянах и других народах. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки»

Урок русского языка в 5 классе
«О славянах и других народах.
 Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки».
Программа  М. М. Разумовской и П. А. Леканта.

Это второе занятие раздела «О языке».
Цель урока: способствовать осознанию учащимися тесной связи русского языка с другими славянскими языками.
Задачи урока:

  • Развитие ассоциативного мышления и информативной культуры пятиклассников на основе анализа материала электронной презентации и работы со специальной литературой.
  • Развитие речи учащихся.
  • Совершенствование умений читать и пересказывать лингвистический текст.
  • Отработка навыков морфемного  и лексического разбора.
  • Воспитание уважения к создателям кириллицы, национальной гордости за свой язык.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.
- Дома вы познакомились  с текстом о М. В. Ломоносове. Это славное имя знают тысячи людей. Что нового вы узнали о великом ученом из упражнения 6 (- М. В. Ломоносов был создателем русской лингвистики, первой грамматики.)?
- А что такое лингвистика  (- Наука о языке.)?
- Вам тоже предстоит стать юными лингвистами, постичь многие тайны родного слова. Обратитесь еще раз к тексту упражнения и прочитайте выразительно, в чем состоит значение грамматики (- «…Без грамматики невозможно познать родной язык и другие науки»).
- Сегодня мы поговорим об уникальном открытии, без которого не были бы возможны ни труды Ломоносова, ни другие книги, не развилась бы ни одна наука, люди не смогли бы общаться на расстоянии и передавать послания потомкам. Чтобы чуть-чуть приоткрыть завесу тайны, обратимся к упражнению 7 и выполним задание №1 к нему.
II. Выразительное чтение текста и определение его идеи.
III. Подготовка к восприятию нового.
- В тексте говорится, что ближайшими братьями русского являются украинский и белорусский языки. Почему? (-Все они произошли из  языка Киевской Руси).
– Как можно доказать, что эти языки родственны (-У них много общих слов, корней, букв.)?
– А существуют ли у русского языка «дальние родственники»? (Ученики, основываясь на субъектном опыте, приводят примеры болгарского, польского, чешского и других языков.)
- Как в мире называют представителей этих народов (- Славянами.)?
IV. Демонстрация карты «Древние славяне в VI-IX веках».
- Я приглашаю вас на экскурсию. Мы увидим памятники людям, которые не были славянами, но почитаются всем славянским миром.
V. Демонстрация электронной презентации или фотоальбома «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (Приложение1).
VI. Эвристическая беседа по содержанию презентации.
- Какие вопросы возникли у вас при просмотре фотоальбома?
- Почему скульптурные изображения посвящены двум людям? – Почему Кирилл и Мефодий изображены в иноческих одеждах? - О какой их славянской миссии напоминают изображения азбуки? – Почему так много монументов этим людям? – В чем их заслуга перед славянским миром?
В процессе мозгового штурма основные вопросы к теме урока записываются на доске и последовательно обсуждаются в ходе занятия.
VII. Формулировка темы занятия и его задач.
- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока и наши задачи на нем, исходя из заданных вопросов (- «О славянах и других народах. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки»). 
VII. Сообщение новых знаний.
- О славянской азбуке мы еще поговорим в разделе «Графика», а сейчас наше внимание посвящено ее создателям. Что вы узнали об этих людях при подготовке к уроку? Какие книги помогли собрать информацию?
VIII. Работа с лингвистическим текстом (Текст представляет собой карточку в виде раздаточного материала или помещается на интерактивной доске). – Молодцы, ребята, вы достаточно много прочли о деятельности Кирилла и Мефодия, теперь вам предстоит углубить свои знания с помощью знакомства с лингвистическим текстом (Приложение 1).

  • Выразительное чтение текста.
  • Определение его основной мысли.

- Какова тема этого текста (-Деятельность Кирилла и Мефодия.)?
– Найдите предложения, передающие основную мысль статьи.

  • Запись в тетради и на доске предложений.

 Кирилл и Мефодий – просветители славян, создатели славянской азбуки. Деятельность Кирилла и Мефодия имела общеславянское значение, оказала влияние на формирование многих славянских литературных языков.
– Согласны ли вы с оценкой деятельности солунских братьев (Ученики с опорой на содержание текста отвечают на вопросы к уроку)?

  • Лексическая работа.

- Как вы понимаете значение слова «просветители»? Разберите слово по составу. Приведите однокоренные слова. (Пятиклассники в результате обсуждения приходят к выводу, что просветители – люди, несущие окружающим свет знания. Свет – осветить – просвещение светоч…) – Запишите пословицу, в которой учение уподоблено свету. (Ученье – свет, неученье – тьма.) - Ребята, а если бы вы не смогли растолковать значение слова, какой источник просвещенья мог вас выручить (Ученики называют известные им словари)? – Правильно, но и словари, и ваши учебники напечатаны, благодаря азбуке. Найдите в статье, как именуются Кирилл и Мефодий.
- Просветители славян, православные миссионеры, братья-греки, великие учители. С какой целью автор приводит столько синонимов, только ли ради правильности речи?
- Нет, слова позволяют оценить деятельность Кирилла и Мефодия, подчеркнуть их служение православной вере.
- Вдумаемся в значение каждого определения и поработаем со словарем.

  • Работа со словарем, нахождение орфограмм.

Солунские братья – номинация по происхождению просветителей, от названия их родины – города Фессалоники (Солуни).
- Почему же создатели славянской азбуки миссионеры?
- Они выполняли миссию церковного просвещения  и перевели богослужебные книги на славянский язык.
- Образуйте форму множественного числа, именительного падежа слова «учитель».  -  Учителя. – Почему же к славянским просветителям применима форма «учители»? Какое значение вносит окончание -и  в слово? (Скорее всего, у пятиклассников возникнут затруднения, поэтому педагог придет на помощь, но проблемная ситуация усилит интерес к содержанию урока.)

  • Устное изложение текста с опорой на выписанные ключевые слова.

IX. Анализ документа (Приложение 2).
- Сейчас вы прочитаете фрагмент из письма Папы Иоанна VIII Мефодию и поймете, почему мы преклоняемся перед их памятью, а славянское просвещение считаем подвигом.
- Папа Иоанн VIII запретил Мефодию совершать Литургию на славянском языке, но Мефодий, посетив в 880 Рим, добился отмены запрета. Кирилл умер в возрасте 42-х лет и, «отходя к Богу…заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры». Это оказалось серьезным испытанием. В Моравии его на два с половиной года заточили в темницу, в лютый мороз возили волоком по снегу. Просветитель не отрекся от служения славянам, а  в 874 году был освобожден Иоанном VIII и восстановлен в правах епископства. Кем же перестали считаться в мире славяне, благодаря Кириллу и Мефодию (- Варварами.)?
- Ребята, сейчас вы еще раз просмотрите слайды о святых Кирилле и Мефодии. Попробуйте объяснить географию памяти и найти ошибку, которая вкралась в подпись к слайду.
Х. Демонстрация фотоальбома из большой энциклопедии Кирилла и Мефодия «Св. в. Кирилл и Мефодий». Ученики объясняют, что перепутана к подпись к болгарскому памятнику.
Слово учителя.
- Мефодий умер 8 апреля 885, местонахождение его могилы неизвестно. Наверное, поэтому так много в славянских странах монументов братьям-грекам.  Какой самый известный из них (-Славянская азбука.)?
- После смерти Мефодия ученики его, защищавшие славянскую Литургию, были изгнаны из Моравии и нашли себе приют в Болгарии. Здесь был создан новый славянский алфавит на основе греческого; он был дополнен буквами, заимствованными из глаголицы. Этот алфавит, широко распространившийся у восточных и южных славян, получил впоследствии название «кириллицы » — в честь Кирилла (Константина).
- На памятниках, иконах мы видим братьев в церковном одеянии потому, что за свое подвижничество они были причислены к лику святых. Житие » Константина составлено до 880г., вероятно, при участии Мефодия его учениками. Житие Мефодия написано сразу после его смерти в 885-886г. Тексты служб в их честь созданы в Болгарии (автором службы Мефодию был его ученик Константин Преславский). В Чехии праздник в честь Кирилла и Мефодия был установлен в 1349г. В 1851 году память славянских просветителей торжественно отметила пловдивская школа. В Болгарии сложился новый обычай – 24 мая  торжественно заканчивать в школах учебный год. Там существует орден Кирилла и Мефодия. В нашей стране  праздник широко отмечается с 1862 года. Скульптор М. Микешин в своем знаменитом памятнике «Тысячелетие России» вместе с другими выдающимися людьми увековечил образы Кирилла и Мефодия. Славная традиция чествования славянских просветителей возродилась только в 1985 году, а с 1992 года  день Кирилла и Мефодия стал государственным праздником. Не будет ли прежнего забвения – зависит и от нас.
- Попробуйте составить предложения, объясняющие, почему славяне чтят память подвиг Кирилла и Мефодия.
XI. Самостоятельная работа. Составление предложений по содержанию урока. (Образец. Кирилл и Мефодий почитаемы в славянском мире. Македония помнит, как Мефодий ввел в Великой Моравии славянское письмо и литургию. Болгария приняла Кирилла и его учеников и стала родиной славянской азбуки. Чехия первой стала чествовать солунских братьев. Россия преклонила колени перед их подвигом.)
X.  Домашнее задание.
- С помощью письма мы можем окунуться в прошлое. Представьте, что у вас есть возможность перемещаться и во времени. Напишите письмо славянским просветителям – обращение от людей XXI века.

Скачать Приложение №1 (*.ppt  4.3Мб)

Скачать Приложение №2 (*.doc 0.05МБ)


В этом разделе: